Меню

Здоровье 9

Если у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности

giperaktivnost
гиперактивность

Неуправляемая гиперактивность или синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) — является одним из наиболее распространенных заболеваний в детском и юношеском возрасте.

Это поведенческое расстройство, которое характеризуется большой возбудимостью, активностью, импульсивностью и недостатком внимания.

Родители и учителя часто путают импульсивность с игривостью, нормальным поведением активного ребенка дошкольного возраста или с другими проблемами психологического или медицинского характера, которые могут быть похожи на СДВГ.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания, что это такое?

Но на самом деле, плохо управляемая импульсивность, с точки зрения некоторых неврологов, рассматривается, как хронический синдром, который к сожалению, не излечивается. 30% детей просто перерастают это состояние, приспосабливаясь к жизни.

Классификация симптомов и характерные признаки

Существует специально разработанная классификация симптомов этого заболевания. Опираясь на наблюдения и проявление симптомов, выставляется диагноз. Необходимо учитывать проявление нижеописанных симптомов в разных  обстановках и ситуациях. Для установления диагноза требуется предоставления 5-6 часто повторяющихся симптомов, на протяжении полугода. Кроме симптомов специалисты учитывают уровень развития ребенка, при СДВГ дети обычно по уровню развития отстают от сверстников. Симптомы СДВГ подразделяются на три основные группы по признакам:

Симптомы чрезмерной возбудимости и активности у детей:

  1. ребенок возбуждается: постоянно ерзает, движущиеся руки, ноги;повышенная активность наблюдается в различных ситуациях и местах, ребенок не может адаптировать свое поведение к обстоятельствам;
  2. не может «сидеть на одном месте», когда это требуется;
  3. слишком занят или разговорчив, даже в тех случаях, когда такое поведение неуместно;
  4. во время игры часто ведет себя неадекватно и громко, не может отдохнуть в тишине и покое.

У подростков симптомы чрезмерной физической активности зачастую менее заметны, чем у детей.

Симптомы невнимательности:

  1. во время обучения, при выполнении обязанностей, ребенок делает ошибки из-за невнимательности;
  2. ему трудно сосредоточиться на деятельности, которая не интересна для него;
  3. похоже, не слушает, что ему говорят и часто приходится повторять по несколько раз, чтобы ребенок ответил;
  4. уклоняется или показывает нежелание в работе, которая требует длительного умственного усилия;
  5. теряет вещи — игрушки, школьные принадлежности, часто не может вспомнить, где оставил тот  или иной предмет;
  6. легко диспергируется (становиться рассеянным, невнимательным) под влиянием внешних раздражителей;
  7. часто забывает о повседневных обязанностях, таких как застелить кровать, выходить собаку.

Симптомы чрезмерной импульсивности:

  1. в групповых ситуациях (например, в играх и мероприятиях) не может терпеливо ждать своей очереди;
  2. прерывает разговаривающих или «вмешивается» в деятельность других;
  3. разговорчив и говорит, то что он думает, независимо от того, как «падает» данная ситуация.

Симптомы СДВГ являются наиболее интенсивными в возрасте 6 до 9-лет. В этот период начинается «школа жизни» – дети должны адаптироваться к правилам и уставам, что в случае гиперактивных детей оказывается трудной задачей.

giperaktivnost-u-detej

До недавнего времени считалось, что СДВГ чаще встречается у мальчиков, но теперь все больше и больше данные указывают на то, что девочки также, страдают от этого расстройства. В отличие от мальчиков, у которых, на первый план выходят симптомы гиперактивности, у девочек часто доминирует синдром дефицита внимания. Таким образом, может быть неправильно поставлен диагноз. При отсутствии проблемного импульсивного поведения их можно ошибочно отнести к детям со слабым интеллектуальным потенциалом.

Причины  появления синдрома

Синдром дефицита внимания и гиперактивности является расстройством развития нервной системы и было установлено, что дети, страдающие этим расстройством, развиваются очень неравномерно, поэтому заболевание приносит много проблем и ребенку и его родителям.  Причины развития этого заболевания установить сложно. Но при этом называются предположительные факторы, способствующие развитию недуга.

Недавние исследования показывают, что СДВГ может быть унаследовано. Если родители страдали этим заболеванием, оно может развиться и у детей.

Некоторые ученые объясняют появление этого заболевания генетической мутацией, которая появилась как следствие воздействия токсических веществ (кадмия, этанола и.т. д.). Эти вещества приводят к нарушению генов, что отражается на развитии головного мозга детей.

Есть много ненаследуемых факторов, которые сами по себе не вызывают СДВГ, но могут повлиять на тяжесть симптомов. К ним относятся:

  • тяжело протекающая беременность и роды ( негативные привычки мамы, стресс),
  • асфиксия,
  • низкий вес при рождении,
  • травмы головы,
  • неправильное питание (с большим количеством простых углеводов, консервантов и искусственных добавок),
  • отравление тяжелыми металлами,
  • недостаточное внимание маленькому ребенку или вседозволенность.

Диагностика СДВГ

Диагноз СДВГ требует сотрудничества психолога и психиатра, а иногда и детского невролога.

Психолог или психиатр беседует с родителями ребёнка. Специалист проверяет интеллектуальные способности ребенка, память, ассоциацию, ловкость и координацию движений и др.

Задача психолога и психиатра также исключить другие психологические проблемы и психические расстройства. Они могут напоминать СДВГ: умственная отсталость и трудности в освоении школьных навыков, адаптивные проблемы, вызванные стрессовыми событиями или новыми ситуациями в жизни ребенка, изменения поведения, тревожные признаки, биполярное расстройство или обсессивно-компульсивное  (появление навязчивых мыслей).

Важно также исключить соматические расстройства и неврологические симптомы, которые напоминают СДВГ или могут вызвать аналогичные трудности. К ним относятся нарушение зрения и слуха, заболевания щитовидной железы, аллергии, отравление свинцом, эпилепсия, тики, а также побочные эффекты некоторых лекарств и употребления психоактивных веществ.

Какие другие расстройства могут сопровождать СДВГ?

Согласно оценкам, почти у 70% детей, страдающих от СДВГ можно найти, по крайней мере, один дополнительный диагноз психического расстройства. Большинством из них являются: оппозиционно-вызывающее расстройство, отклонения в  поведении, дислексия и дисграфия, тревожность, депрессивные симптомы.

klassifikatsiya-giperaktivnosti
классификация гиперактивности

Родителям, воспитателям и учителям часто трудно определить поведение проблемного ребенка, СДВГ это или просто невоспитанность.

Ситуация осложняется тем, что около половины детей с СДВГ не в состоянии контролировать поведение, и они принимают сознательно нежелательное поведение.

Как помочь сгладить проявление СДВГ

Лечение СДВГ требует комплексного курса действий с учетом возраста ребенка, тяжести симптомов и возможного сосуществования других расстройств. Основными лечебными процедурами являются:

Лекарственная терапия

Очень важна, хотя и не занимает первое место в лечении СДВГ — лекарственная терапия, которую следует рассматривать в следующих ситуациях: высокая интенсивность симптомов, или в случае сосуществования других психических расстройств, если ребенок не справляется с обучением.

Медикаментозное лечение СДВГ — как и в случае других психических расстройств у детей и взрослых — является симптоматическими. Это означает, что препараты, только уменьшают симптомы, но не устраняют причину расстройства.

Метилфенидат.  В настоящее время препаратом выбора является метилфенидат, который принадлежит к группе так называемых психостимуляторов, которые улучшают концентрацию внимания. Эффективность препарата оценивается на 80%.

Наиболее часто наблюдаемые и обычно преходящие побочные эффекты — головные боли, расстройства сна, учащенное сердцебиение и повышение артериального давления, снижение аппетита. Менее частые осложнения: подавленное настроение, психотические расстройства, судороги.

Атомоксетин – это препарат для лечения СДВГ, который не принадлежит к психостимуляторам.

Психологическая помощь

— психообразование — оптимальное решение заключается в предоставлении психологической помощи не только родителям, но и другим людям, которые участвуют в уходе за ребенком (учителям, преподавателям, членам семьи);

— индивидуальная психотерапия для ребенка — особенно в сочетании с эмоциональными расстройствами, тревогой, низкой самооценкой;

— семейная терапия — если в семье возникают конфликты и напряженность в отношениях между ее членами;

— социальное обучение навыкам, как справиться с гневом и агрессией;

Каков прогноз?

У  70% детей, страдающих от симптомов СДВГ,  они сохраняются и в подростковом возрасте, и в 5-10% также в зрелом возрасте.

При отсутствии лечения, СДВГ несет высокий риск осложнений со здоровьем, эмоциональных и социальных. В школе ребёнок часто имеет репутацию «хулигана» и «плохо воспитанного». Результатом является низкая самооценка и эмоциональные проблемы, которые растут с течением времени и в подростковом возрасте, и подросток может испытывать трудности в социальном общении.

simptom-giperaktivnosti
как помочь сгладить симптомы

Среди здоровья осложнения включают: склонность к перееданию, что приводит к ожирению, нарушения сна, депрессия и тревога.

Сам по себе синдром не несет особой опасности ребенку, только доставляет лишние проблемы и отражается  на усвоении новых знаний, что может повлиять на отношение со сверстниками и учителями.

В подростковом возрасте проявление этого синдрома увеличивает риск социальной дезодаптации, алкоголизма и наркомании.  Поэтому синдром СДВГ  следует лечить.

Важно помнить, что…

  • СДВГ является одним из наиболее распространенных психических расстройств у детей.
  • Эффективное лечение требует сотрудничества со стороны родителей, опекунов, психолога, врача, учителя и школьного психолога. Без участия школ эффективную помощи ребенку с СДВГ предоставить практически невозможно.
  • Если препараты эффективно снижают выраженность симптомов, но их использование должно быть частью лечения.

Необходимые рекомендации родителям по коррекции

Ребенку с синдромом активности и возбудимости необходимо обеспечить комплексное индивидуализированное сопровождение, с психолого-педагогической коррекцией, психотерапией и медикаментозным лечением:

Обучение по щадящему режиму в классе с малой наполняемостью, сокращенными уроками, дозированными домашними заданиями.

Ограничение участия в массовых мероприятиях, но предоставление возможности для физической активности, прогулок, полноценного питания, достаточного сна.

Проведение аутогенных тренировок под руководством психолога, индивидуальной психотерапии.

Комплексная коррекционная работа педагогов и родителей по обучению взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, контролю за собственным поведением, предупреждению трудностей в социальной адаптации.

Заболевание до конца не изучено. Есть предположение, что все виды лечения, направленные на оздоровление детей, лишь позволяют на какое-то время улучшить состояние больных. В целом, нужно учить детей  жить с этими симптомами, уметь адаптироваться в обществе, для чего нужны самодисциплина и огромная сила воли!

Комментариев к статье: 9
  1. Дмитрий

    Помню давно (то есть в детстве) я думал, что СДВГ это какой-то пустяк, так как мне «приписывали» его когда я был слегка непоседой. Позже я уже только узнал, что это довольно серьезное расстройство.
    И хорошо, что перестали лечить СДВГ всякой ерундой, как например, амфетамином и т.д.

    Ответить
  2. Арина Широкова

    Сложная ситуация. Надо разбирать каждый случай персонально. Несколько лет назад я послушала много лекций на тему детей на основе ведических знаний и там это немного выглядит по-другому. Но, надо рассматривать поведение ребёнка с разных сторон и искать пути решения.

    Ответить
  3. Ксения

    У сына в классе был мальчик с СДВГ. Вообще-то ему прописано было домашнее обучение, но родителям хотелось, чтобы он общался с другими детьми. Родителей понять можно, но надо сказать, что от этого сильно страдали другие дети и дисциплина в классе. Больше месяца походить в школу у него никогда не получалось, очень жаловались учителя.

    Ответить
  4. Игорь

    Если интересна тема СДВ, то могу порекомендовать новую книгу, вышедшую в издательстве МИФ. Называется «Почему я отвлекаюсь» автор Эдвард М. Хэлловэлл. В книге развеиваются типичные мифы о СДВГ, предлагаются полезные инструменты и рассказывается о всех доступных вариантах лечения. Самый распространенный миф — что СДВ проходит с возрастом. Если его не лечить, то проходит он у весьма малого процента людей. Многие взрослые продолжают от него страдать, хотя это может быть и не столь заметно. Примером может служить, знакомая многим, прокрастинация или иначе откладывание дел на потом.

    Ответить
  5. Вера

    СДВГ серьёзное отклонение. Но самым важным моментом здесь является верная постановка диагноза специалистом… грамотным специалистом! У нас зачастую готовы всем детям подряд ставить подобный диагноз. И лечить неизвестно от чего.
    А ведь это может быть просто активный любознательный ребёнок, энергию которого можно и нужно усилиями самих родителей (если не справляются, то с психологом) направить в нужное и созидающее русло для самого ребёнка, которое приведёт его к успешной взрослой жизни. Ну от чего даже некоторые специалисты, не то, чтобы родители видят негатив во всём? Как могут они с негативным мышлением созидать и помогать? Не понимаю…
    Благодарю за нужную для многих людей статью, Людмила.

    Ответить
  6. Незнакомка

    Статья очень полезна семьям, имеющим детей дошкольного возраста именно потому, что уже в этом возрасте желательно, что бы ребенка обследовали специалисты, вынесли вердикт и назначили лечение. а то, в в терапии СДВГ должны принимать участие не только родители, очень верно. Трудно будет такому ребенку и учиться , а в дальнейшем и работать…

    Ответить
  7. Татьяна

    Большинство детей очень подвижны и мне все время казалось, что они все гипер активные….. :smile7:

    Ответить
  8. Ольга Орлова

    Нам ставили гиперактивность. Хотя дочка может сидеть и долго чем-то заниматься. В школе всем помогает, где надо и ненадо. Сходили к врачу, тот сказал, всё нормально, просто непоседа.

    Ответить
  9. Ольга

    Нередко первые годы жизни малыша родители даже не догадываются, что у их ребенка присутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности.

    Ответить
Не стесняйтесь - пишите

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных