Что такое дислексия и как с ней справиться
Заболевание, о котором пойдет речь, называют болезнью гениев, а проявляется она в специфической неспособности к обучению, когда страдает и чтение и письмо.
И, обуславливается либо нарушением функций психологических и нейрологических, либо объясняются расстройствами врожденного или приобретенного характера. Причем, может наблюдаться у людей как с нормальным интеллектом, так и с его недостаточностью.
Дислексия что это такое, можно ли справиться с этим заболеванием, препятствующим нормальной жизнедеятельности человека, требующим внимательного подхода и своевременной диагностики. Какова ее природа возникновения и меры профилактики.
Дислексия — неспособность к обучению
Некоторые дети в младшем школьном возрасте сталкиваются с проблемами при обучении чтению, что вызывается трудностями восприятия и понимания письменной информации. Эта патология обычно имеет причиной не умственные отклонения, часто она носит психологический характер.
В отдельных случаях отклонение проявляется лишь во взрослом возрасте, но в большинстве случаев это происходит еще в дошкольный или младший школьный период. На данный момент, по статистике, более 15 процентов людей имеют подобное отклонение.
Ученые говорят, что заболевание может иметь генетическую предрасположенность и процесс в этом случае может зародиться уже в внутриутробный период. Это влияет на развитие мозга.
Но отмечаются и другие факторы, которые прямо и косвенно могут являться причиной появления недуга. К ним относятся:
- возможные травмы головного мозга,
- повреждения органов нервной системы в период фетального развития внутри матери,
- инфекционные или вирусные заболевания в период внутриутробного развития,
- кислородное голодание плода в период вынашивания или обвитие пуповины,
- несвоевременная отслойка плаценты, роды преждевременные или патологические.
Суть дислексии заключается в затрудненном восприятии письменной информации: при чтении человек путает отдельные буквы и звуки, не вполне осознает смысл прочитанных слов, испытывает трудности в построении логических цепочек на основе прочитанного и не в состоянии воспроизвести смысл текста.
Сопутствующие симптомы при этом – сложности с дикцией, восприятием и воспроизведением чисел. Часто страдающие данной проблемой рассеянны и невнимательны.
Основной физиологической составляющей возникновения этой патологии является отсутствие активизации всех зон головного мозга, отвечающих за нормальное функционирование процессов восприятия, осознания и воспроизведения текста.
Согласно исследованиям, во время чтения задействовано три основных зоны мозга: центр Брока, обеспечивающий моторную организацию и анализ речи, а также две зоны, специализирующиеся на понимании и визуальном представлении речи.
Фактическим отличием дислектиков от остальных людей является нарушение активности двух последних участков мозга. При чтении у них работает только зона Брока. Таким образом, дислектики испытывают трудности с правильным восприятием графических образов, что мешает им осуществлять полноценный процесс чтения и понимания текста.
Причины возникновения отклонений
Исследования показывают, что точные факторы развития данной болезни установить невозможно. Но все же выделяются причины, которые чаще всего вызывают эту проблему, по данным специалистов, следующие:
- Расположенность на генетическом уровне;
- Осложнения во время беременности матери больного – интоксикация любого характера, перенесение гриппа, краснухи, герпеса, кори и других инфекционных заболеваний, порок сердца матери или плода;
- Поражения мозговых функций ребенка, что вызывается неправильным развитием пуповины при беременности, асфиксии плода или тяжелыми и длительными родами;
- Травмы головы;
- Инфекционные заболевания в раннем возрасте, сопровождающиеся осложнениями и некоторые другие факторы.
Дополнительно на развитие дислексии могут повлиять социальные факторы – особенности микроклимата в семье, отсутствие своевременных занятий с ребенком или наоборот, слишком раннее обучение грамоте.
Часто эта проблема развивается на фоне двуязычной семьи или в результате переучивания врожденного левши. В целом патология никогда не стоит отдельно от общего неврологического и психоэмоционального состояния человека, его социального окружения и уровня воспитания.
Одним из весомых факторов, вызывающих это отклонение – преобладание образного мышления над конкретным, что свойственно многим творческим личностям, в особенности людям, занимающимся искусством.
Виды заболевания и их отличительные особенности
Поскольку главную роль при возникновении этого нарушения играют неврологические и психические процессы, в зависимости от их типа существует следующая классификация:
Оптическая предусматривает затруднения с распознаванием букв и других графических элементов, имеющих внешние сходства между собой. К примеру: Ы -Ь или П — Н.
Фонематический тип нарушения, связан с затруднением различия мягких и твердых, звонких и глухих звуков, что мешает смысловому восприятию. К примеру: ком — дом — том. При замене одной фонемы другой, изменяется значение всего слова. Ребенок при этой форме заболевания не может различить звуки (ш -с). К примеру: сок — шок.
Аграмматическая разновидность заключается в проблематичном распознавании грамматических форм по причине неспособности различения дислектиком окончаний различных родов, падежей . К примеру: вместо (в домах — произносится в домов) или отмечается неправильное окончание в глаголах (сделул) или прилагательных (интереный кино).
Страдающие семантическим типом патологии не способны различать смысл целых слов, хотя читают их правильно, что в целом негативно влияет на восприятие текста в общем.
У детей при чтении по слогам, наблюдается вариация этого вида, когда читая звуки, они не могут объединить их в слова. Поэтому информация тоже не воспринимается.
При мнестическом типе происходит затруднение в установлении связи между звуками и их написанием. Оно связано с нарушением слухоречевой памяти, ребенку трудно связать зрительный облик буквы и звук, которым она произносится.
Тактильный вид нарушения заключается в проблемном восприятии символов у слабовидящих. Поскольку у них задействовано не зрительное восприятие, а сенсомоторная система, ведь читают они при помощи тактильных ощущений.
Но исследования показывают, что у слабовидящих детей тоже проявляются признаки дислексии, которая выражается недочитывании слова до конца, а в стремлении угадать его и в путанице с буквами.
Дислексия букв. Отдельной разновидностью признают дислексию букв, которая проявляется зачастую во время набора текста на компьютере: буквы, стоящие рядом, могут систематически меняться местами. Эта разновидность заболевания характерна и для детей и для взрослых.
В целом, с учетом существующих разновидностей ученые выделяют категории заболевания, развивающиеся как следствие недостаточной сформированности речевых функций, либо патологии, возникающие в результате определенных нарушений психического характера. К первой категории относят фонематическую, семантическую и аграмматическую дислексию, а остальные виды условно принадлежат ко второй группе.
Как диагностировать, учитывая симптомы заболевания
Основным признаком развития этого отклонения в той или иной степени является неспособность воспринимать текст или несколько затрудненное его восприятие. Учащиеся младших классов обычно испытывают следующие симптомы:
- сложности при запоминании цифр и точных фактов;
- неосознанная замена одних слов другими;
- написание букв в зеркальном порядке;
- сложности в овладении новыми навыками;
- инверсия при чтении текста и некоторые другие.
В более старшем возрасте это явление может сопровождаться более низким качеством чтения в сравнении с ровесниками, замкнутостью и общей медлительностью. Дети-дислектики, учащиеся в средних и старших классах, страдают от ухудшений памяти, низкой скорости письма, длительной адаптации к новым условиям и прочими недостатками восприятия окружающей действительности.
Больным характерна:
- дезорганизация поведения и дезориентация в пространстве,
- большая сложность с восприятием информации,
- в движениях наблюдается нарушение координации и неуклюжесть,
- чаще это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Для диагностики назначаются консультации не только логопеда, но и психолога и невролога. Проводятся исследования по диагностике головного мозга (ПЭТ и МРТ), которые показывают на снижение плотности ткани мозга в левой височной доле и задней части извилины височной.
Дополнительно могут быть замечены такие на первый взгляд несущественные недостатки, как проблема с почерком, чрезмерная эмоциональность и нестабильность поведения, повышенная раздражительность, сложности в определении правой и левой стороны, общая неуклюжесть.
На поведенческом уровне человек может быть слишком импульсивным, проявлять излишнюю озабоченность вопросами справедливости и иметь слишком обостренный эстетический вкус.
Часто во время письма или рисования, ребенок, имеющий подобную болезнь или даже предрасположенность к ней, необычным способом держит ручку или карандаш, что тем не менее может сочетаться с творческим самовыражением и наличием тех или иных талантов.
Взрослые проявляют примерно те же симптомы, что и дети различных возрастов. Правда, чем раньше будет выявлена патология и начато лечение, тем больше шансов, что проблема будет полностью преодолена, поскольку с возрастом подключаются психологические аспекты заболевания.
Лечение: основы и последовательность терапии
Верно диагностировав эту особенность и определив ее тип и степень, необходимо незамедлительно приступить к лечебным мероприятиям. Основная проблема в лечении заболевания – отсутствие необходимой компетенции у большинства логопедов. По этой причине очень важно найти квалифицированного специалиста.
Методы коррекции зависят от конкретного типа нарушения. При фонематической разновидности основной упор должен производиться на разработке речевого слуха, а при наличии графического и других типов требуется тренировка буквенного зрения.
Методики выявления заболевания
В связи с относительно недавним началом изучения этой патологии, не существует одной общепринятой методологии ее лечения. Но наиболее продвинутые специалисты разработали собственные системы, которые уже много лет успешно применяют для работы с детьми и взрослыми.
Наиболее эффективны на данный момент методики Дейвиса и Корнева. Именно с их помощью может быть преодолена дислексия любого типа, в том числе ее графическая разновидность дисграфия.
Первое, что требуется для определения наличия данной патологии у любого человека и определения ее стадии:
Тестирование по А. Корневу
Специально разработанный тест, в зависимости от ситуации может быть как сокращенным, занимающим до 10 минут, применяющимся при работе с дошкольниками, так и более обширным, занимающим до 2 часов. Посмотрите видео: Психолог Вероника Степанова дает разъяснения, что такое дислексия,
На ранних стадиях эффективно обращаться к методике раннего выявления болезни, созданной профессором Корневым. Фактически его разработка представляет собой тест на определение наличия этого отклонения, его формы или предрасположенности к нему в той или иной степени.
Корнев предлагает несколько ступеней тестирования, проводимого в игровой форме. Всего в систему теста входит несколько основных заданий:
Проверка навыков рядоговорения, например, умение перечислять в прямом порядке дни недели или месяцы года;
- Способность воспроизведения звуковых ритмов;
- Тест на повторение последовательности простых действий;
- Повторение определенной последовательности цифр;
- Определение ориентации «право-лево»;
- Составление последовательного рассказа по предложенным иллюстрациям.
После выполнения всех заданий проводится оценка результатов теста, по которым делается диагностика и вывод. В зависимости от набранных баллов оценивается состояние обследуемого, и делается вывод на наличие или отсутствие предрасположенности к дислексии. Эти же результаты позволяют диагностировать уже начавшееся развитие патологии.
Методика Р. Дейвиса
Метод Дейвиса основным своим предназначением имеет развитие визуального мышления, а не традиционного вербального. Эта цель предусматривает обязательную работу с мелкой моторикой, которая активизирует работу мозга и нервных окончаний и помогает улучшить пространственную ориентацию, позволяя больному побороть недуг собственными силами.
Сильной стороной этой системы можно считать замену длительных и утомительных повторений на комбинацию различных комплексов упражнений, что более подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В основе методики заложена лепка из пластилина, игры с мячом и другие несложные действия, выполнение которых помогает развивать пространственное восприятие действительности.
Основных этапов метода Дейвиса несколько:
- Контроль алфавита и языковых символов при помощи их вылепливания из пластилина;
- Контроль абстрактных слов, с которыми у дислектиков возникают некоторые сложности;
- Развитие навыков понимания символов и текстов при чтении.
Лепка букв и других символов из пластилина помогает лучше ощутить их и осознать, что облегчает восприятие и воспроизведение графических символов и понимание звуковой информации.
Профилактика заболевания
Поскольку заболевание зачастую проявляется в младшем школьном возрасте, родители каждого ребенка должны начинать следить за состоянием его здоровья значительно раньше: на первых этапах обучения чтению и предваряющих его навыков.
Возраст, когда лучше подвергнуть дошкольника профилактическому осмотру, — около 5 лет. Именно тогда уже могут появиться первые тревожные симптомы. Можно доверить осмотр как невропатологу или психологу широкого профиля, но рекомендуют обращаться к узкопрофильным специалистам.
Если определенные отклонения будут замечены раньше, есть большая вероятность полностью избавиться от нежелательных симптомов и предотвратить трудности в обучении ребенка. Своевременно замеченные неполадки и раннее их предотвращение помогут избавиться от неприятных сопутствующих проявлений, в том числе проблемы с концентрацией, несобранностью, нервозностью и плаксивостью.
В статье была рассмотрена дислексия, что это такое и формы ее проявления. Все родители должны иметь представление о патологии, связанной с затрудненным восприятием у детей графических символов или звуков. Которая, в зависимости от стадий развития, поддается полному или частичному лечению.
Чем раньше будет диагностирована эта проблема и чем быстрее и профессиональнее проведены соответствующие лечебные мероприятия, тем большая вероятность благополучного исхода и восстановления всех функций в будущем. Следует помнить, что лечение может занять месяцы и даже годы, поэтому необходимо как участие специалистов и близких людей, так и желание и усердие самого больного.
Мария
Встречала я мальчишку с такой проблемой. Сложно таким детям. Главное, чтобы родители поддерживали и сами занимались и правильно реагировали на такую проблему.
Ольга
Спасибо за интересную статью! С грустью диагностировала у себя дислексию букв — очень часто путаю рядом стоящие буквы на клавиатуре, в итоге приходится много исправлять в текстах. Подозреваю, что это уже не лечится(((
Алина
У меня был одноклассник, который до конца школы не мог хорошо читать. Все над ним смеялись, и это было очень грустно.
Светлана
Главное, чтобы дислексию вовремя выявили и начали лечение, а то зачастую родители ругают ребенка за плохие оценки, не подозревая о серьезной проблеме.
Ирина
Был у меня такой ученик на надомном обучении. Проблема на самом деле серьезная.
Елена
Очень важно вовремя распознать проблему и начать с ней бороться. Мне кажется, если приложить усилия, то ситуацию можно исправить.
Lora
Конечно же, много зависит от родителей, которые должны обратить внимание на проблему с восприятием у малыша и обратиться за помощью к специалисту. Лишь совместными усилиями, можно исправить ситуацию как можно раньше.